Металлы и цены
Перейти на страницу новостей

Участники форума «Россия 2011» о факторах роста экономики в нашей стране

В предкризисные годы основным фактором экономического роста в России эксперты называли инфляционный рост цен на нефть и увеличивавшийся приток иностранного капитала. Но эта модель была неустойчива, и корректировать ее пришлось изменениями в платежном балансе. В 2009 году страна оказалась на удивление приспособляемой и даже сумела возобновить рост, хотя уже намного более умеренный, чем раньше.
Чтобы сохранить рост в дальнейшем, России нужно преодолеть «болезнь природных ресурсов». Так считает профессор Колумбийского университета Джозеф Стиглиц. «Страны, зависящие от них, очень нестабильны из-за нестабильности цен на ресурсы», — отметил он, выступая на форуме «Россия-2011». По его мнению, доход государства, который генерируется как следствие ренты от природных богатств, приносит ряд экономических и политических проблем, связанных в первую очередь с управлением.
Политическим лидерам также нужно задуматься, как использовать набор ресурсов для равномерного распределения богатства. Пока в этом плане в стране царит исключительное неравенство. «Промышленная политика, диверсификация экономики и создание условия для малого и среднего предпринимательства — вот что должно стать главными источниками роста», — считает профессор.
«России нужен не только быстрый рост, но и стабильный, — продолжил тему глава постоянного представительства МВФ в России Брекк Одд Пер. — Нужно резкое изменение экономической политики. В последние десять лет она чересчур сильно полагается на нефть и газ». Он уверен, что для улучшения структуры макроэкономике России нужно создать новые экономические институты, крепкую фискальную политику (например, создать независимое фискальное агентство наподобие британского, которое будет осуществлять мониторинг налоговых сборов) и сконцентрировать усилия на удержании низкой инфляции.
Как заявил директор департамента экономики и финансов правительства Андрей Белоусов, до кризиса рост на 6,6% базировался на трех факторах — росте экспорта, интенсивном расширении потребрынка, в котором ключевую роль играли цены на нефть, и кредитной экспансии (рост кредитов составлял до 30% в год). «Сейчас драма состоит в том, что все три фактора перестали работать, — огорченно отметил он. — Мы вступаем в качественно иной период экономического роста».
По его подсчетам, из 7% предполагаемого роста за счет отмены факторов экспорта и потребления теряем 3% и выходим на уровень 4%, что «в принципе является средним уровнем роста экономики». Однако с учетом долгосрочного развития, незавершенности модернизации и довольно прохладного бизнес-климата Россия должна вернуться на траекторию 6–7%. «Иначе мы не сведем баланс», — резюмировал г-н Белоусов.
Потенциал для этого экономист видит в экспорте машиностроения, инвестициях и повышении производительности труда.
Неожиданный вывод под конец дискуссии сделал управляющий партнер «Альтеры Капитал» Кирилл Андросов. Он предложил как один из новых факторов экономического роста рассматривать нашу неэффективность и потери. «Их можно сделать преимуществом и заработать на них», — отметил он, добавив, что особое внимание нужно уделить развитию собственных компетенций.
Мысль об экономическом росте, основанном на грамотном использовании экономических промахов и их исправлении, пришлась по вкусу аудитории. Зал разразился овациями.

РБК Daily

03 февраля 2011