Ажиотаж на автомобильном рынке, вызванный программой утилизации, закончился. Впервые с момента ее старта дилеры начали снижать цены на самые востребованные в рамках программы модели Lada — «классику». По подсчетам аналитического агентства «Автостат», цены упали уже на 3—4%. Впрочем, осенью рынок ждет традиционного всплеска цен.
За первое полугодие 2010 года АвтоВАЗ продал 220,8 тыс. автомобилей, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Подстегнула продажи в первую очередь госпрограмма утилизации, стартовавшая в марте этого года. Порядка 80% из выданных по ней сертификатов на покупку нового автомобиля (их уже более 232 тыс.) приходится на модели Lada. При этом продажи «классики» — Lada 2105/2107 — выросли на 40%, более чем до 51 тыс. машин.
Сам АвтоВАЗ с началом действия программы утилизации столкнулся с дефицитом своих машин — заводу даже пришлось срочно наращивать почти свернутое было производство «классики». В мае завод решился поднять отпускные цены в среднем на 2%, но уверял, что это связано с удорожанием металла. Цены на машины по программе утилизации для дилеров были сохранены.
«Любое другое повышение цен остается на совести дилеров, некоторые из которых беспардонно пользуются ажиотажным спросом на автомобили», — заявили вчера на АвтоВАЗе. Дилеры же, пользуясь ситуацией, увеличили их еще на 10—20%. «Рост цен на автомобили шел до июня, потом начался спад», — отмечает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Как подсчитал «Автостат», в июле средние цены на вазовскую продукцию у тольяттинских дилеров упали на 5—7 тыс. руб. Если в мае самый дешевый автомобиль АвтоВАЗа Lada 2105 стоил 180 тыс. руб., то сейчас его можно приобрести по цене от 173 тыс. руб. Минимальные цены на классические «семерки» также снизились на 5—7 тыс. руб. Чуть меньше снижение цен на семейство Samara — машины подешевели на 2—4 тыс. руб., до 257—275 тыс. руб. А вот стоимость более премиальных моделей Kalina и Priora пока держится на уровнях начала лета: от 272 тыс. и 315 тыс. руб. соответственно.
По мнению г-на Целикова, снижение цен будет наблюдаться и в августе, немного затронет сентябрь. «Но в целом понижение будет небольшим — максимум до 5%, а в сентябре мы должны увидеть небольшой всплеск», — уверен он.
Волжский автогигант не единственный производитель, который в период утилизационной программы повышал цены на свои автомобили. С 1 июня французский Renault поднял стоимость своих машин в среднем на 3% как на импортируемые Fluence и Megane, так и на собираемые здесь модели Logan и Sandero. Французы объяснили это плановым повышением цен. Но эксперты указывали на то, что автомобильный рынок начал собирать многомесячные очереди и производители спешат подзаработать. По мнению г-на Целикова, сезонного снижения стоимости иномарок у дилеров не будет: «У иностранных производителей строгая корпоративная политика, и за ценами дилеров следят четко».
РБК daily
17 августа 2010