Итоги Нержавеющего Совета-2009, который состоялся 16 июня в Москве:
Гринберг Вадим, главный редактор журнала «Национальная металлургия»
— Обсуждение состоялось. Конечно, нельзя сказать, что были даны ответы на все вопросы, но одно ощущение того, что в этом сегменте рынка есть вполне реальная жизнь — дорогого стоит.
Естественно, рынок серьезно просел. Об этом шла речь практически в каждом выступлении. Шла также речь и о том, что изменился характер потребления нержавеющей стали — заказы стали меньше, участились «перебежки» клиентов между поставщиками. Факт, с одной стороны, печальный, но, по мнению трейдеров, обративших на это внимание,- мобилизующий. Работать, безусловно, стало труднее.
Несколько слов в качестве комментария к статистике. Все, что может в мире падать — падает. Объемы производства, экспорта и импорта, цены.
Снижается производство нержавеющей стали в США, Европе, Китае. Вызвано это снижением потребления.
Очень серьезно упал импорт нержавеющей стали в Китай, особенно импорт толстолистового проката. При этом цены на него снизились не слишком значительно. Обратная ситуация с сортовым прокатом — объемы упали гораздо меньше чем цены.
В то же время, примерно на 30% снизился экспорт нержавеющей стали из Китая. Так что уже давно напуганные китайской экспансией национальные производители могут вздохнуть чуть свободнее.
У японских экспортеров наржавейки объемы экспорта снизились не столь значительно, как у китайских производителей.
Ситуация в России выглядит гораздо менее оптимистично. Особенно в начале года падение производства было исключительно сильным — примерно с 6 до 2 тысяч тонн в месяц. На рынке существенно снизилась доля Мечела. На предприятиях отрасли останавливаются производственные агрегаты. Хотя, следует отметить, что в весенние месяцы произошел некоторый рост производства, но назвать его устойчивым пока достаточно трудно. В условиях дефицита денег на рынке, его реакции могут быть непредсказуемыми.
Доля российских производителей на российском рынке устойчиво снижалась и до кризиса. Кризис только усилил эту тенденцию, поставив производителей в тяжелые финансовые условия.
Вообще, говорить об импорте нержавеющей стали «в разрезе» текущего кризиса вряд ли целесообразно. Основные тенденции в сортаментной и географической структуре импорта сформировались в предыдущие годы. К сожалению перелом так и не был достигнут, в частности практически не помогло установление высокой (практически запретительной) пошлины на ввоз холоднокатаного листового проката из Европы. Возможно ситуация изменится сейчас.
Стоит сказать и о негативных ценовых тенденциях конца прошлого — начала текущего года. Вплоть до марта текущего года цены снижались. Причем, как можно заметить, цены снижались не просто с ценой никеля, в отдельные периоды это снижение шло опережающими темпами. К настоящему моменту ситуация меняется, и связано это с продолжающимся пока «ралли» на сырьевых рынках.
Цена никеля растет по законам иным, чем те, которые действуют на рынках промышленных товаров. В очередной раз можно сказать, что под воздействием спекулянтов, биржевой механизм определения цены на сырье ставит производителей нержавеющей стали в весьма затруднительное положение, поскольку спрос на их продукцию оправился не на столько, чтобы можно было волюнтаристски повышать цены.
Существенные отличия рынка нержавеющей стали от рынка стали обычной: первое — это то, что рынок углеродистой стали может в условиях кризиса развиваться по собственному сценарию, определяемому экспортом. Большая металлургия может компенсировать падение внутреннего спроса на свою продукцию за счет расширения экспортных поставок. У металлургии специальных сталей такой возможности практически нет. Поэтому она в большей степени завязана на тенденции в основных потребляющих отраслях — машиностроении, строительстве и т.п. К сожалению, именно эти отрасли в результате кризиса пострадали сильнее других.
Второй момент связан с ценообразованием. С точки зрения производства нержавеющих сталей проблема заключается в том, что эта отрасль производит продукцию и продает ее в режиме работы реальной экономики, а цены на ее основное сырье — никель — определяются механизмами, свойственными экономике виртуальной. То есть при наличии значительной спекулятивной премии, размер которой в каждый текущий момент времени формируется под воздействием, в том числе, и субъективных с точки зрения рынка факторов.
Все вышесказанное призвано плавно подвести к мысли о том, что без государственной поддержки отрасли будет очень трудно справиться со свалившимися на ее голову проблемами. Делегаты конференции говорили о том, что государство должно с помощью финансовых вливаний и организационных мер стимулировать впавшие в депрессивное состояние отрасли, потребляющие нержавеющую сталь.
Что же касается, в частности, производства нержавеющих сталей, то здесь пока внимание государства сосредоточено на поддержке отечественного производителя через таможенное регулирование импорта. Мера, конечно, спорная. Однако, надо признать, что активное обсуждение этого вопроса, как ни странно, не состоялось. Хотя основу аудитории составляли именно трейдеры, многие из которых работают с импортным прокатом, либо являются структурами зарубежных компаний. Психологически реакцию на этот вопрос можно определить термином «апатия». По-видимому, текущее состояние рынка не в той мере зависит от ведения или невведения импортных пошлин, чтобы активно обсуждать именно этот вопрос.
А в целом, можно сказать, что конференция прошла в достаточно позитивном ключе. И это является хорошим контрастом с нашими встречами периода конца прошлого — начала этого года. Тогда основным настроением была, по всей видимости, деморализация, вызванная локальным отсутствием ориентиров, неизвестностью даже ближайшего будущего. Сегодня появилась некоторая определенность. Да, рынок откатился назад примерно на пять лет. Но, тем не менее, он жив, а работа в таких условиях уже возможна и понятна, хотя и требует большей концентрации, более внимательного отношения к эффективности организационной структуры компаний, к качеству торговой политики и оценки рисков.
По материалам Русмет
22 июня 2009