В.Христенко: Продажи судостроительных компаний РФ в 2008г. составили 150 млрд руб., прогноз на 2009г. - 180 млрд руб.
Объем продаж судостроительной промышленности РФ в 2008г. составил 150 млрд руб., прогнозный показатель на 2009г. — около 180 млрд руб. Об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, выступая в ходе правительственного часа.
По его словам, в структуре продаж доминирует военная продукция, которая составляет около 70%. Доля продукции и услуг гражданского судостроения для отечественного рынка выросла за последний год почти на 70% и с учетом экспорта составляет треть от общего выпуска.
В. Христенко отметил, что производство гражданской продукции должно быть четко сориентировано на заполнение тех сегментов рынка, в которых она может быть востребованной и конкурентоспособной.
Он также сообщил, что ядро продуктового ряда составляют малосерийные, но при этом высокотехнологичные суда. По его словам, основные ниши рынка обозначены стратегиями развития отраслей экономики, являющихся потребителями продукции судостроения — энергетическая стратегия до 2030г., транспортная стратегия до 2030г., водная стратегия до 2020г., стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2020г.
«Кроме того, мы ориентируемся на показатели внепрограммных бюджетных мероприятий Росгидромета, госкорпорации Росатом, докризисных планов предприятий ТЭК, предварительных намерений о сотрудничестве Объединенной судостроительной корпорации с Кубой, Венесуэлой, Аргентиной и другими странами», — сказал В. Христенко.
«Глядя на основную номенклатуру гражданской морской техники, можно отметить, что в настоящее время отечественная судостроительная промышленность выполняет разовые, но зато крупные заказы», — указал министр.
При этом В. Христенко назвал основные проблемы, которые препятствуют подъему производства на фоне растущего на протяжении последних лет спроса.
В частности, он отметил, что это исторически сложившаяся «оборонная специализация» и в связи с этим несоответствие масштаба и структуры производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса, критическое состояние основных производственных фондов (их износ по отрасли составляет более 60%, в отрасли отсутствуют комплекс для строительства транспортных судов водоизмещением более 100 тыс. т), кроме того, недостаточное финансирование в предыдущий период науки увеличило отставание от промышленно развитых стран в области разработки новейших технологий.
Вместе с тем В. Христенко отметил, что для повышения конкурентоспособности отечественного судостроения утверждена Стратегия развития на период до 2020г.
РБК
04 февраля 2009