Фонд Hermitage Уильяма Браудера несколько лет назад был крупнейшим портфельным инвестором в России, с середины 1990-х годов стоимость активов под его управлением выросла в 27 раз. Но в 2005 году Браудера сначала лишили российской визы, потом обвинили в уходе от налогов, а в конце концов и просто захватили некоторые из его компаний.
«Ведомостям» инвестор рассказал, как он добивается справедливости в России сейчас. Браудер, чьи проблемы иногда связывают с тем, что он слишком близко подобрался к реальным хозяевам «Сургутнефтегаза», говорит, что в России сейчас крайне остро стоит проблема защиты прав собственности.
В таких условиях логично, что российские компании стоят существенно меньше, чем подобные компании из других стран, ведь здесь есть реальная опасность потери собственных активов, — объясняет Браудер. — Иногда собственность отбирают рейдеры, иногда она теряется в ходе других конфликтов. Чтобы заинтересовать инвесторов, компании из России должны быть гораздо дешевле западных аналогов.
«Есть ряд африканских стран, где ситуация с правом собственности хуже. Но из 20 с лишним стран, которые я посетил за последние 18 месяцев, нигде не было так плохо с защитой собственности, как в России. Ситуация в России — это просто катастрофа. Это проблема не только для иностранных инвесторов. Россияне страдают от этого точно так же, если не больше», — сказал он в интервью газете. — Сейчас положение хуже, чем когда-либо за всю постсоветскую эпоху.
То, что происходит в 2008 году в мире, очень похоже на происходившее в 1998 году в России, считает Браудер. Глобальная банковская система оказалась несостоятельной. Стоимость активов у банков меньше стоимости их долговых обязательств. Осознание этого сопровождается банкротствами, национализацией и кардинальным изменением правил в мире финансов и капитала.
Государство будет позволять все большему и большему числу компаний погибать, поскольку спасение всех и каждого слишком тяжелое бремя, предполагает американский инвестор.
Теоретически проблемы в России прямо сейчас возникать не должны, поскольку тут есть нефть и полтриллиона долларов в валютных резервах, говорит Браудер. Но практически Россия страдает не от экономического кризиса, а от кризиса доверия: во-первых, страна является частью мира, а мир поражен кризисом доверия. Во-вторых, в мире, погрузившемся в кризис доверия, Россия становится слабым звеном, так как нестабильность прав собственности здесь делают недоверие и тревогу еще более сильными.
В стране за последние годы было около 70 000 рейдерских захватов компаний, и поэтому право собственности имеет условный и относительный, а не абсолютный и постоянный характер.
Newsru.com
01 ноября 2008