13 октября 2008 года в Научно-исследовательском тракторном институте НАТИ состоялось второе заседание Комитета при Бюро ЦС по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России по проблемам развития отечественного лесозаготовительного машиностроения.
В заседании приняли участие представители Комитета Государственной Думы РФ по промышленности и Минпромторга России, Союза машиностроителей России, Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ, руководители ведущих предприятий отечественного лесозаготовительного машиностроения.
С основным докладом выступил заместитель Председателя Комитета, президент Ассоциации «Рослесмаш» Николай Сергеевич Еремеев. Рабочей группой Комитета по направлению лесозаготовительное машиностроение было вынесено на обсуждение предложение по увеличению ставок ввозных таможенных пошлин в отношении бывшей в эксплуатации импортной лесозаготовительной техники, поставляемой в Российскую Федерацию, с целью защиты отечественных производителей. В обсуждении доклада приняли участие главный конструктор Майкопского машиностроительного завода А. П. Татаренко, исполнительный директор Краслесмаша А. К. Вольф, президент Научно-исследовательского тракторного института НАТИ Н. А. Щельцын, директор по лесопромышленному направлению ЧЕТРА — Промышленные машины В. В. Абрамов.
«Проблема отечественного лесозаготовительного машиностроения заключается не в конкуренции с зарубежными производителями, а в отсутствии четкого понимания реальных потребностей существующих предприятий лесного хозяйства в данных видах техники, — подвел итоги дискуссии Председатель Комитета М. Г. Болотин. По его мнению: «Для решения проблем в ЛПК необходим комплексный и системный подход на уровне государственно-частного партнерства, участниками которого должны стать федеральные и региональные органы власти, лесозаготовительные компании, финансовые институты и машиностроители».
Также в ходе заседания по инициативе исполнительного директора — первого заместителя генерального директора ОАО «Пневмостроймашина» Дмитрия Владимировича Якшина членами Комитета была рассмотрена проблема влияния финансового кризиса на машиностроительный комплекс России. По мнению участников заседания, заградительные пошлины не являются эффективным инструментом по защите отечественных предприятий от сложившейся конкуренции на рынке. Отечественное машиностроение должно развиваться на базе передовых мировых технологий. По итогам обсуждения данного вопроса решено создать рабочую группу по совместной выработке комплексных антикризисных мер.
Членами Комитета принято предложение провести Конкурс знатоков тракторной и сельскохозяйственной техники, который будет способствовать углублению знаний современной российской тракторной и сельскохозяйственной техники, её эффективному использованию, знакомству специалистов с продукцией, выпускаемой отечественными предприятиями, популяризации сельских механизаторских, инженерных и рабочих профессий среди молодежи России и привлечению новых кадров для работы как в агропромышленном комплексе, так и на предприятиях машиностроительной отрасли.
В сентябре этого года Комитетом был разработан и выпущен первый выпуск информационно — аналитического бюллетеня, являющийся ежемесячным обзором деятельности российских предприятий тракторного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного, коммунального, дорожно-строительного, подъемно-транспортного машиностроения и по производству лифтов.
По данным, опубликованным в бюллетене в России за январь — июль 2008 года отмечается устойчиво высоких объемов промышленного производства по выпуску тракторов на гусеничном ходу на 22,7% (основные производители ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод» и ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак»), башенных кранов на 24,7% (ОАО «Незяпетровский краностроительный завод» и ОАО «Ржевский краностроительный завод»), машин трелевочных чокерных на 24,9% (ООО «Онежский тракторный завод» и ОАО «Краслесмаш»), бульдозеров на 23,7% (ОАО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак» и ОАО «Промтрактор») и ряду другой выпускаемой техники.
За этот же период динамика отгрузки техники отстает от ее производства. Так на ОАО «Ростсельмаш» неотгружено 14,6% комбайнов от изготовленных (561 шт.), в ОАО «Промтрактор» — 9,0% (60 шт.). Не реализовано большое количество лифтов — 8,6% (1187 шт.), машин для городского коммунального хозяйства — 5,1% (366 шт.) и ряду других машин и оборудования.
Подготовленные материалы по итогам заседания Комитета в ближайшее время будут направлены на утверждение в Бюро ЦС Союза машиностроителей России для дальнейшего их представления на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
«СОЮЗ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ»
14 октября 2008