По данным Ново-липецкого металлургического комбината, по сравнению с первым кварталом его отпускные цены выросли не менее чем на 130 долларов за тонну. Магнитогорский меткомбинат также поднял цены на готовую продукцию почти в полтора раза.
Тот факт, что рост стоимости проката намного превышает полугодовой уровень инфляции, металлурги объясняют ростом цен на на коксующийся уголь, а также на руду, добываемую горно-обогатительными комбинатами. Цены на уголь в первом квартале действительно выросли в среднем на 50 процентов. Однако этот факт, как говорят специалисты, вовсе не означает, что цена на металл должна вырасти пропорционально. Даже при условии, что доля энергозатрат в себестоимости его производства достигает 40 процентов.
Это несоответствие, как и в случае с повышением цен на дизельное топливо, можно объяснить только одним. Уровень конкуренции на российском рынке металлопродукции слишком низкий. И производители имеют возможность диктовать свои условия потребителям. Даже такое повышение цен все равно не сказалось на росте производства металла. За первое полугодие на ММК и НЛМК он составил 8 и 6 процентов соответственно.
Еще в мае вице-премьер Игорь Сечин для сдерживания цен предлагал ввести экспортные пошлины на металл. Однако этого не произошло.
Ситуация в металлургии уже косвенно сказалась на общем экономическом положении в стране. По данным Росстата, рост наиболее металлоемкой отрасли в российской экономике — промышленности — в июне составил всего 0,9 процента. Это самый низкий показатель с 2002 года. По сути речь идет о том, что промышленное производство в первом летнем месяце остановилось. И хотя аналитики считают это явление временным, дальнейший рост цен может привести к общему спаду экономики. А это ударит и по металлургическим гигантам.
Итоги
22 июля 2008